Латвия без героев?
Трагедия титульной нации в том, что она заняла сторону проигравших
Автор: Игорь Мейден
Об этом корреспондент "Вести Сегодня" побеседовал с известным историком Латвии, издателем журнала "Клио", автором научных книг и документальных фильмов Игорем Гусевым.
"У нас страна садомазохистов"
— Игорь, если официальные власти Латвии заявляют, что 16 марта — день скорби, то по глазам, лицам, словам тех, кто участвовал в позорном шествии, ясно: праздничная дата. Этому и своих деток учат. Вот отпрыски сопредседателя "Все для Латвии!" Иманта Парадниекса, школьники младших классов Хелвис и Рихардс, говорят: каждый год отмечаем с отцом "день наших бойцов, которые вместе с немцами воевали против русских".
— В государстве сделали все, чтобы переформатировать мозги подрастающего поколения. Нам, "оккупантам", все время твердили: мол, оставьте легионеров в покое, это бедные старики, доживающие последние годы, 16 марта они лишь поминают своих павших товарищей. Однако я всегда утверждал: 16 марта давно не поминовение павших, а попытка для многих самоутвердиться, опираясь не на факты, а на мифы.
Причем когда ты с историческими документами в руках лишаешь людей этого мифа, они страшно обижаются и оскорбляют. Я с этим столкнулся, когда мы с коллегой Александром Дюковым были на передаче у Андрея Мамыкина. Тогда раздавались звонки в студию, нам яростно твердили: "Что вы лезете в наши латышские дела своими свинячьими руками, вас они не касаются!"
Но Латвия — и моя родина, как бы это кого–то не раздражало. Люблю ее, поэтому мне больно и обидно, когда страну превращают в посмешище. Как в анекдоте, где встречаются садист с мазохистом. Последний говорит: мол, помучай меня, помучай! Первый отвечает так ехидненько: "А вот не буду!" У нас страна садомазохистов. Их, понимаете ли, все мучают да насилуют, кругом исторические боли, обиды. Но, не дай бог, кто–то посмеет лишить их этого сладкого чувства!
Давить как крыс!
— Только исторические факты: еще в апреле 1941–го нацистами был разработан "План Ост", известный также как "меморандум Розенберга". Он выложен в Интернете на языке оригинала… Там четко указано, какая судьба была уготована немцами для Латвии и латышей: часть непригодного в расовом отношении "материала" выслали, а оставшиеся подлежали онемечиванию. И когда мне говорят, что латышские легионеры боролись за свободу Латвии, то хочется смеяться и плакать от этого наивного идиотизма. За чью свободу?! Какой Латвии?! Латыши являлись расходным материалом.[/i]
— Отморозки из всем известных партеек, стремящихся во власть, утверждают: мы не неонацисты, а патриоты Латвии, за которую и сражались легионеры. Но давайте будем последовательны. Латышский легион — формирование Ваффен СС, нацистское. Значит, тот, кто поддерживает легионеров, прославляет нацистов и по праву должен с гордо поднятой головой прямо сказать: я — неонацист!
— Да черт с ним, с СС, что все к этому привязались! Даже если бы легионеры просто служили в составе вермахта, как те же французские коллаборационисты, которые не были эсэсовцами, но полицаями, сотрудниками разных административных органов, то все равно они опозорены и запомоены. Французы своих коллаборационистов травили и давили после 1944–го как крыс, а девиц, гулявших с немцами, брили налысо и голых, измазанных краской гоняли по улицам, осыпая плевками и побоями. Тех, кто служил в полиции режима Виши, уничтожали без суда и следствия…
— Но советская власть относилась после войны к легионерам достаточно гуманно. Вот почему они теперь гордо шествуют по улицам. Есть кому шествовать!
— Давайте разберемся наконец, кто воевал за свободу Латвии. Чтить надо не нацистских недобитков, а героев 130–го латышского стрелкового корпуса. Не будь их, не было бы и свободы. Латыши для немцев всегда были быдлом, созданиями второго сорта. Помните, господа умники, 1941–й, когда сюда пришли гитлеровцы? Тогда всех "патриотов", встречавших их с красно–бело–красными флагами, тут же построили, приструнили и строго запретили демонстрацию государственной символики "какой–то Латвии". Здесь был образован рейхкомиссариат Остланд с немецким наместником. Ни о какой свободной Латвии и речи быть не могло.
Немцы стали заигрывать с национальными формированиями лишь после 1942–го, получив по сопатке от советских войск под Москвой и Сталинградом, когда стало ясно, что собственных силенок не хватает, понадобилось свежее пушечное мясо, и погнали "латышских патриотов" в легион. Хотя очень многие шли туда и добровольно. Кстати, литовцев в легион загнать не смогли, хотя пытались. Гитлеру служить они отказались. Это к вопросу о том, что, дескать, "не было выбора".
Если бы победила Германия…
— Тот же Райвис Дзинтарс отрицает, что латышей насильно загоняли "к немцам", шли они туда с патриотично поднятой головой…
— Ну да, и песни пели: "Вначале мы побьем вшивых, потом серых". Допустим немыслимое: нацистская военная машина победила СССР, рейх покорил всю Европу, весь мир, и вот бравые парни из Латышского легиона вдруг разворачиваются и идут на немцев — бить "серых", выдвигать условия по поводу будущего "независимой" Латвии. Сплю и вижу, как горстка этих неимоверно крутых вояк ставит на колени Германию, навязывая ей свои условия!
Многие латыши искренне полагают, что СССР оккупировал Латвию. Но в годы этой так называемой "оккупации" всем жителям выдали советские паспорта, сделали полноправными гражданами СССР. Да, были репрессии, да, депортации… Но! Гражданами какого государства являлись латыши после того, как эту территорию заняли нацисты? Германия дала им паспорта Третьего рейха? Нет, им выдавались лишь временные удостоверения личности жителей Остланда. И заявление "легионеры воевали за свободу Латвии" — фетиш.
Постыдиться и утопиться
— А ведь немало исторических личностей, которые могли бы по праву считаться героями Латвии, в честь них могли бы устраивать праздники, — подчеркивает историк. — Но почему–то здесь принято брать в героев тех, кто проиграл.
— Достаточно вспомнить Лачплесиса…
— С глубоким уважением отношусь к Андрею Пумпуру — офицеру, герою Русско–турецкой войны, но что касается созданного им образа национального героя… Герой, полумедведь–получеловек, странный. Первый же его подвиг — убийство родного (в прямом смысле слова!) существа, медведя. А это по всем понятиям непростительное, страшное преступление!
Медведь — это традиционный символ России, русских. Их зримый образ. Вся сила Лачплесиса в его знаменитых медвежьих ушах. Основа неодолимой мощи латышского витязя — неразрывная, корневая связь с Русью. Лачплесис, лишившись ушей, лишается и своей силы. Искалеченный, слабый, беззащитный, только и может он, обхватив в последнем смертном объятии европейского Черного рыцаря, вместе с ним пасть в реку и погибнуть. Латышский герой обречен…
И сегодня нынешние национал–радикалы лишают свою страну "медвежьих ушей", а они во всем — в языке, культуре, традициях, истории. Только немецкие уши вместо этих не вырастут! И сил не дадут. Останется только всем дружно утопиться. К этому как раз и толкают национал–патриоты: губят свой народ, который без России, без русских обречен на бессилие и угасание.
— Так кем Латвия должна гордиться?
— Был, например, отважный ливский вождь Ако, боровшийся в XIII веке против немецких крестоносцев, о чем рассказывается в "Хронике Генриха Латвийского". Многие латышские школьники считают своим героем Ако?
Вычеркнутые из истории
— Другой истинный патриот — Фридрих Бриедис: офицер, латышский стрелок, герой Первой мировой. А в годы Второй мировой 15 латышей стали героями СССР. Разве то, что воевали они на "неправильной" стороне, умаляет их грозную доблесть?
Снайпер Ян Вилхелмс: на его счету две сотни уничтоженных гитлеровцев. Ныне живет прославленный герой Вилис Самсон — командир партизанской бригады. Герой–подпольщик Мартиньш Пога. Когда его окружили гестаповцы, он несколько часов отстреливался на лестничной клетке рижского дома по Яниса Асара, 15, и погиб, не сдавшись.
Арвид Рендниекс с группой товарищей готовил восстание в Саласпилсском концлагере. Предатель выдал их, в ночь с 5 на 6 мая 1943–го они были казнены в Бикерниекском лесу. На краю могилы они оказали палачам сопротивление и были расстреляны только после яростной схватки. Вспомним Иманта Судмалиса, антифашиста, подпольщика, казненного гитлеровцами. Полный кавалер ордена Славы Янис Розе, командир лыжного батальона Янис Рейнберг, отважная Зента Озола — всех и не перечислить.
Латышские партизаны, боровшиеся с гитлеровцами и их пособниками, взрывали мосты, пускали эшелоны под откос, нападали на воинские подразделения, громили опорные пункты врага. А какие подвиги совершали пресловутые "национальные партизаны"? Давайте перечислим разграбленные магазины, изнасилованных комсомолок, вырезанные семьи колхозных активистов. Сравним эти цифры с количеством реально уничтоженных "лесными братьями" советских "солдат–оккупантов"? Каков действительный их вклад в борьбу за "независимую Латвию"?
Сейчас фонд "Историческая память" готовит полный пофамильный список всех, кого уничтожили латышские национальные партизаны в 1940–е. Информация основывается на архивных сводках МВД, ежедневно поступавших в Москву. Известно, национальные партизаны уничтожили в Прибалтике тысячи людей, большинство из которых составляли мирные жители. Работа, достойная патриотов!
…Трагедия латышского народа в том, что горластые политиканы лишают его памяти о настоящих героях, навязывая в герои подонков вроде Арайса и Цукурса. Об этом горько и больно говорить, но такая нация не имеет будущего.
"Вести Сегодня +", № 12.